Таким был первый день войны...

22 июня 1941 г. – день, который каждый вспоминает с особой тревожностью и трепетом в душе. Именно в этот день началась Великая Отечественная война 1941-1945 гг., перечеркнув мирную жизнь миллионов советских людей, разрушив надежды и планы, казавшиеся еще вчера – 21 июня 1941 г., такими близкими и достижимыми.
Сегодня, спустя 84 года, мы помним этот день, когда страна услышала роковые слова: «Началась война!». О ее начале известно многое, одновременно с этим каждая новая деталь и свидетельство могут явиться бесценным источником. В личных фондах участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., деятелей науки, культуры и образования Чувашии Госархива современной истории Чувашской Республики сохранились ценные воспоминания. Они позволяют не только разделить переживания их авторов, но и узнать, как изменилась повседневная жизнь и какие меры принимались в конкретном районе, городе или в военной части после страшного известия о войне.
Первыми известие о вражеском нападении встретили пограничники, стоявшие на страже рубежей Родины. Вскоре страшная весть, пронеслась по всей стране, достигнув даже самых отдаленных ее уголков. Глубокий тыл, где еще вчера кипела мирная жизнь, в одночасье замер в ожидании: ведь именно здесь трудились те, кому вскоре предстояло с оружием в руках встать на защиту Отечества. Среди них был Василий Ефимович Сорокин (1922-2003), тогда еще совсем юный учитель русского языка Ишлейской средней школы. В конце 1941 г. его перевели на должность заведующего учебной частью Анат-Кинярской средней школы, а уже в феврале 1942 г. он был призван в ряды Красной армии. С 1943 г. Василий Ефимович воевал в качестве командира взвода топографической разведки на Центральном фронте. Служил в Краснознаменном 371-м артиллерийском полку 140-й Сибирской, Новгород-Северской, ордена Ленина, дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии в 70-ой и 65-ой армиях. В боях на Курской дуге он был ранен, а позже получил второе ранение при форсировании Днепра. Боевые ранения не позволили ему вернуться в строй, поэтому в феврале 1944 г. он был демобилизован в звании старшего лейтенанта. За боевые заслуги в августе 1943 г. В.Е. Сорокин был удостоен ордена Красной Звезды.
После возвращения с фронта, с марта 1944 по октябрь 1948 гг., он возглавлял Ишакский детский дом, куда были эвакуированы дети из трех ленинградских детских домов.
Свои воспоминания о войне главный редактор Чебоксарской студии телевидения, член Союза журналистов СССР, ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Василий Ефимович оставил в записях «Бой незримый», написанных в январе 1995 г. В них нашел отражение и первый день войны: «… Война застала меня в Чебоксарах. Мы, четверокурсники филологического факультета ЧГПИ, сдавали госэкзамены. За день до выступления Сталина по радио получили дипломы. Многим из выпускников на другой же день вручили повестки. Мне пришлось полгода поработать учителем и завучем в той же Ишлейской средней школе, которую окончил. Мобилизовали меня в феврале 1942 года и сразу был направлен в 3-е Ленинградское артиллерийское училище, эвакуированное в Кострому. Со мной вместе учились там из бывшего Ишлейского района односельчан А. Калинин, В. Шорин и С. Ергунов из Мускаринкасов и И. Садовников из Сятра-Хочехматы. Поскольку курс был ускоренный, проучились мы там всего восемь месяцев …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2998. Оп. 1. Д. 51. Л. 144.).
Свидетельства о нападении на Родину и первых днях войны сохранились и в записях Антона Ивановича Петрухина (1914-2004) – доктора философских наук, профессора, заслуженного работника высшей школы Чувашской Республики. Он служил в составе 214-й стрелковой дивизии, а также в 780-ом стрелковом полку 214-й Краснознаменной стрелковой дивизии. Он участвовал в боях на Сталинградском, Донском, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах, а также в освобождении Польши, Чехословакии, Румынии и Германии.
За мужество, решительность и отвагу Антон Иванович был удостоен орденов Отечественной войны II степени и Красной Звезды, а также медалей «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» и других наград.
В апреле 1999 г. Антон Иванович составил подробные автобиографические записи, где с присущей ученому точностью и глубиной отразил не только военные годы, но и весь свой многогранный жизненный путь, включая тот роковой день – 22 июня 1941 г.: «… 21 июня в школе состоялся «вечер» выпускников школы, получивших «аттестат» зрелости с присутствием работников-руководителей района и некоторых родителей. На вечере договорились на утро организовать «рыбалку». Утром 22 июня были на реке «Кузнечиха». Среди «рыбаков» были редактор районной газеты Белов, инструктор райкома партии, я и два учителя школы. К 10 часам мы увидели всадника, скачущего к нам. Всадник сообщил нам, что началась война с фашистской Германией. Что руководство района срочно требует нас в «центр» района. После 22 июня ежедневно в райцентре состоялись митинги, связанные с проводами жителей Кузнечихинского района на фронт. Были призваны в армию многие выпускники школ … 3 июля я … был направлен в рпаспоряжение Татарского облвоенкомата …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3048. Оп. 1. Д. 73. Л. 34.).
Непосредственным участником Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. стал Алексей Васильевич Турханов (1915-[2000]). В октябре 1938 г. он был призван в ряды Красной армии и был зачислен в курсанты школы младших командиров при войсковой части № 4368 г. Александрии Украинской ССР. В последующие годы он обучался в разных учебных заведениях, среди них курсы младших политруков Харьковского военного округа и Военно-политическое училище в г. Одессе. Война застала младшего политрука А.В. Турханова во время службы в 76-ом отдельном батальоне связи 14-ого стрелкового корпуса Одесского военного округа. Он выступил участником боевых действий на Южном и 3-ем Белорусском фронтах.
Его боевые заслуги отмечены орденами Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды (дважды) и другими наградами.
В воспоминаниях Алексея Васильевича от 9 мая 2000 г. мы читаем: «...21-го июня, в субботу, мы просмотрели кинокартину в клубе своей части и, ни о чем не задумываясь, разошлись. В четыре часа нас подняли по тревоге, мы быстро выстроились во дворе части и ждали своего командования ... Мы думали – обычная учебная тревога, как это было часто раньше. Но скоро пришли командир и комиссар батальона и здесь же начался митинг. Сначала выступил наш комиссар батальона Степан Харитонович Исаков … мы узнали о начале войны. Выступающие клялись бороться за Родину до последней капли крови. Командир батальона майор Иван Николаевич Мокровицкий тут же дал приказ вывести подразделения и технику в поле и замаскироваться. С этого момента мы в город не входили, началась полевая жизнь. Тяжелые полевые условия не сломили наших воинов. Наоборот, внезапное нападение врага вызвало не растерянность, а прилив мужества, непоколебимость, твердость духа. Пограничные заставы Стояновка, Кагульская и Рени, сражаясь до последнего человека, задержали на своих участках вражеские части, пока приходили полевые войска. Скоро прилетели вражеские самолеты и начали бомбить как попало. Бои усиливались изо дня в день. Нам приказано обеспечить боевой связью с действующими частями и подразделениями. Несмотря на огромные усилия наших войск … 20-го июля был оставлен противнику наш любимый город Болград ...». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2900. Оп. 17. Д. 1. Л. 3-4.).
Николай Ефимович Ефимов – ветеран Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – встретил начало боевых действий, будучи молодым солдатом. В ноябре 1940 г. его призвали в ряды Красной армии Козловским районным военкоматом. Он был направлен в 149-й истребительный авиационный полк, дислоцировавшийся в г. Черновцах.
После полугода службы Н.Е. Ефимов был зачислен на курсы радистов-телеграфистов, которые он успешно окончил 1 июня 1941 г. Однако в тот самый момент, когда Николай Ефимович готовился к экзаменам и мечтал о поступлении в летную школу, грянула война, перечеркнув его планы.
Эти события отразились в его записях «Мои вспоминания» от 2004 г.: «…С наступлением лета нас перевели на лагерный режим службы. Палаточный лагерь расположился почти рядом с аэродромом под яблонями. 21-го июня накануне выходного дня мы лежали в палатках, рассуждая, как проведем завтрашний выходной день, ничего не подозревая. На следующий день, воскресенье, 22-го в четыре часа весь личный состав полка был поднят по тревоге. Прихватив с собой все необходимое снаряжение, каждый из нас побежал туда, куда ему нужно по службе … На этот раз по тревоге поднялась эскадрилья, т.е. 9 самолетов, обычно по учебной тревоге всегда поднималось только звено в составе 3 самолетов. Все это нас всех насторожило … залетели 6 бомбардировщиков и долетев до наших самолетов начали бомбить и обстреливать. Разбомбив наши самолеты, они пролетели над нами и тут мы узнали немецкие самолеты, значит, немцы напали на нас внезапно … Так началась тяжелая, разрушительная, кровопролитная война с фашисткой Германией 22-го июня в 1941 году … 23-го июня … ближе к вечеру, мне пришлось участвовать в бою по уничтожению высаженного воздушного десанта немцев …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3044. Оп. 1. Д. 80. Л. 13.).
В Чувашии весть о войне затронула каждого. Особую роль в мобилизации тыла взял на себя комсомол – перед молодежной организацией встала задача перестроить работу на военный лад. Комсомольцы республики, не щадя сил, трудились оказывая свой вклад для помощи фронту.
Ярким примером такой самоотверженности стала деятельность Анны Филипповны Смирновой. В период с мая 1941 г. по июнь 1942 г. А.Ф. Смирнова являлась заведующим отдела здравоохранения Чебоксарского райкома ВКП(б). Позднее с июня 1942 г. по июнь 1944 г. – секретарем Чебоксарского райкома ВЛКСМ. На комсомольской работе Анна Филипповна совместно с другими комсомольцами организовывала молодежь на сельхозработы, а также мобилизовывала подростков на сбор урожая и другие работы. В ее воспоминаниях, датируемых [не позднее 16 декабря 1977 г.] зафиксированы свидетельства того, как в тылу ковалась победа. В них мы читаем следующее: «22 июня 1941 г., без объявления войны гитлеровская Германия внезапно напала на нашу страну. Гитлеровцы посягнули на самое дорогое, что было и есть у советской молодежи, – на ее свободу, счастье, юность, культуру … В учреждениях и в колхозах района прошли многолюдные собрания. Лучшие люди района, коммунисты, комсомольцы, молодежь, механизаторы сельского хозяйства… с каждым днем все больше и больше уходили на фронт… Молодые девушки, члены ВЛКСМ … ушли на фронт … Призывая народ дать решительный отпор … коммунистическая партия указывала, что победа добывается не только на фронте, но и в тылу … На комсомольцах и молодежи лежала большая ответственность и забота за жизнь села. В колхозах 13-15-летние подростки быстро научились работать на колхозном производстве …». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1046. Оп. 4. Д. 127. Л. 1.).
День начала войны, 22 июня, навсегда останется в истории нашей страны как День памяти и скорби. Для людей того времени это известие стало страшным ударом, но, несмотря на все испытания, каждый верил в Победу. Именно об этой вере, о мужестве и стойкости поколения говорят воспоминания, собранные в этой статье, как эхо прошлого, дошедшее до нас сквозь годы.
На снимках:
1. А.В. Турханов (справа) с однополчанином Н.И. Кайсаровым. Кавказ. 1943 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2900. Оп. 17. Д. 2. Л. 1.
2. В.Е. Сорокин (во втором ряду третий справа) среди воспитателей и воспитанников Ишакского детского дома Ишлейского района Чувашской АССР. 1944 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2998. Оп. 2. Д. 56. Л. 10.
3. В.Е. Сорокин. 1944 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2998. Оп. 2. Д. 1. Л. 7.
4. А.И. Петрухин (слева) с однополчанином В.В. Васильевым. [1945-1946 гг.].
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3048. Оп. 4. Д. 43. Л. 2.
5. А.Ф. Смирнова. Портрет. 1977 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1046. Оп. 4. Д. 127. Л. 13. (ф. 1.).
6. Н.Е. Ефимов. Портрет. [2004 г.].
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2998. Оп. 2. Д. 56. Л. 1. (ф. 1.).
7. А.И. Петрухин (во втором ряду второй слева) во время встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [Не позднее 13 марта 2004 г.].
БУ «ГАСИ ЧР». Ф.Р-3048. Оп.4. Д.44. Л.1.
Источники:
1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1046. Оп. 4. Д. 127.
2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2900. Оп. 17. Д. 1.
3. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-2998. Оп. 1. Д. 51.
4. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3044. Оп. 1. Д. 80.
5. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3048. Оп. 1. Д. 73.
Афанасьева Людмила Николаевна
56-10-78