Первому трактору – 50 лет!
(50 лет назад (1975) на заводе «Промтрактор» выпущен первый трактор Т-330)
«Тревожно сердцу,
Словно перед стартом.
Народ толпится
Как у входа в Лувр,
Вот-вот на площадь
Выйдет первый трактор,
Ворота цеха
Настежь распахнув
На языке
Освоенного плана
Тракторострой
С Грядущим говорит!»
Стихван Шавлы
25 октября 1975 г. на Чебоксарском заводе промышленных тракторов (ЧЗПТ) выпустили первый трактор-бульдозер Т-330, который по значимости можно сравнить с легендарным танком Т-34. Трактор мощностью в 330 лошадиных сил считается родоначальником большой «семьи» техники, известной сейчас под брендом «ЧЕТРА».
Крупномасштабное развитие топливно-энергетических и горнодобывающих отраслей, рост мелиоративных работ, освоение природных ресурсов и сырьевых баз в Сибири и Казахстане в 1970-х гг. потребовали появления мощной бульдозерно-рыхлительной техники. Поэтому правительство страны приняло решение об организации отечественного производства мощных промышленных тракторов в г. Чебоксары.
В своей статье «Волжский гигант», размещенной в книге «По зову сердца», первый секретарь Чувашского обкома КПСС в 1974-1988 гг. Илья Прокопьев так написал о событиях предшествующих появлению Т-330: «В соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС, наметившего в 1971-1975 годах организовать производство мощных промышленных тракторов, ЦК КПСС и Совет Министров СССР 29 февраля 1972 года приняли постановление. В нем предусматривалось в 1972-1975 годах строительство в Чебоксарах первой очереди завода по производству 5 тыс. тракторов в год, из них 4 тыс. – Т-330, 1 – Т-500. Для этих целей были выделялось капитальных вложений в объеме 301,5 млн. рублей, в том числе на строительство Чебоксарского завода – 255,5 млн. рублей. В пусковой комплекс первой очереди входили сдаточный корпус …, цех тяжелых стальных отливок …, прессово-сварочный корпус ... При этом сроки сдачи в эксплуатацию были очень сжатыми – 1974 год, ибо в 1975 году надо было организовать производство тракторов Т-330». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3054. Оп. 1. Д. 352. Л. 128.).
В декабре 1974 г. было завершено бетонирование фундаментов прессово-сварочно-сборочного корпуса, а в июне 1975 г. в этом корпусе установили последний блок покрытия, открыв широкий фронт для монтажа оборудования. Первые станки начали работать в апреле 1975 г., хотя начали их завозить в сдаточный корпус в январе. В этом корпусе-первенце были организованы все цеха, необходимые для изготовления деталей и узлов первых тракторов: инструментальный, механический, красильный, нестандартного оборудования.
Строительство завода курировали правительство страны и партия. В начале 1973 г. строительную площадку посетил член политбюро ЦК КПСС Андрей Кириленко. В очередной приезд в июне 1975 г. Андрей Павлович обстоятельно знакомился с ходом сооружения завода промышленных тракторов, встретился с рабочими, инженерно-техническими и руководящими работниками завода. «В своем выступлении перед партийно-хозяйственным активом республики, – вспоминает И.П. Прокопьев, – (Андрей Павлович) отметил, что с момента первого его пребывания в республике произошли заметные перемены в облике двух городов в связи с сооружением завода промышленных тракторов и гидроэлектростанции, улучшилось качество строительного жилья, особенно понравились люди, с которыми встретился на заводе и ГЭС. Вместе с тем А.П. Кириленко потребовал ликвидации допущенного отставания в вводе объектов в первую очередь завода, дал соответствующие поручения руководителям Госплана СССР, союзных министерств и ведомств, сопровождавших его в поездке в Чебоксары».
(БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3054. Оп. 1. Д. 352. Л. 152.).
По мере приближения намеченного срока сборки первого трактора напряжение на заводе возрастало. И.П. Прокопьев в своем очерке обращает внимание на пристальное внимание начальников процесса: «Руководитель штаба по выпуску новых машин, главный конструктор завода Виктор Михайлович Ерилин, временно оставив служебный кабинет, полностью включился в решение вопросов… На регулярно проводимых планерках он строго спрашивал с руководителей отделов и служб завода, по чьей вине возникали сбои в работе «Теперь уже не дни, а часы решают судьбу первого трактора, – говорил Ерилин. – Он должен быть в октябре. Мы дали слово. И нам всем придется отвечать, если мы окажемся болтунами. Директор завода В.Т. Десятов и секретарь парткома И.И. Долгушин свой рабочий день начинали и кончали среди коллектива сдаточного корпуса». (БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3054. Оп. 1. Д. 352. Л. 142-143.).
Собирали первый трактор с особой осторожностью и с максимальной ответственностью – рабочие и руководство завода осознавали возложенную на них задачу в масштабах всей страны. Массивная конструкция длиною более шести метров и весом в четыре тонны быстро обрастала узлами и деталями, которых насчитывалось около четырех тысяч. Были смонтированы бортовые передачи, установлены дизель, органы управления и кабина. Завершающим этапом стала установка на трактор ходовой части. Момент, когда из-под трактора были убраны стойки, установлены и замкнуты гусеничные цепи и трактор тронулся в свой первый короткий путь по выложенному досками полу цеха, стал важным событием в истории становления ЧЗПТ – крупнейшего предприятия Чувашии.
«Наконец наступил 25 октября 1975 года – день завершения сборки первого Чебоксарского трактора, – вспоминал первый секретарь республиканского обкома партии И.П. Прокопьев. – У первенца в сборочном цехе было многолюдно как никогда. Сюда пришли не только тракторостроители, но и гости из других предприятий и организаций города, журналисты, писатели, художники, руководители Калининского района, города Чебоксары и республики. В кабине трактора молодой водитель-испытатель Валентин Григорьев с волнением включил двигатель, и машина двинулась, раздавив бутылки шампанского. Всех охватило радостное волнение, и сборщики с чувством исполненного долга воспринимали приветствия и поздравления гостей. По поручению бюро обкома КПСС с большим волнением в душе я огласил приветствие бюро обкома КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета министров республики».
(БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3054. Оп. 1. Д. 352. Л. 143-144.).
В конце 1975 г. Илья Прокопьев и водитель-испытатель Валентин Григорьев показали первенца Т-330 летчику-космонавту Андрияну Николаеву, который всегда принимал самое живое участие в судьбе Чебоксарского тракторного завода.
Тяжелый трактор был разработан еще на Челябинском тракторном заводе. Первоначально машина проектировалась в исполнении бульдозерно-рыхлительного агрегата, затем в конструкторском бюро ЧЗПТ была спроектирована модификация трубоукладчика, получившая индекс ТТ-330. Технические характеристики трактора Т-330: тип трактора – гусеничный, промышленный; масса – 25000 кг; число передач – 3 вперед, 3 назад; диапазон скоростной – вперед 0 – 16,4 км/ч, назад – 0 – 13,7 км/ч; максимальное тяговое усилие – 680 кН; кабина – закрытого типа, двухместная, подрессорная, с вентиляцией, обогревом и освещением; удельное давление на почву – 0,57 кгс/см2; двигатель – 8ДВТ-330А, 8-цилиндровый V-образный четырехтактный с воздушным охлаждением; номинальная мощность – 352 л.с.; трансмиссия – гидромеханическая.
Трактор Т-330 первый в СССР имел переднее расположение кабины, что улучшало машинисту обзор бульдозерного оборудования. Такое решение применяется на тракторах сравнительно редко. Трактор имеет гидромеханическую трансмиссию, осуществляющую переключение передач без разрыва крутящего момента. Кабина трактора герметичная, снабжённая системой вентиляции, отопления и воздухоочистки, а в модификации для южных районов ещё и кондиционером.
С момента выхода первенца-гусеничного бульдозера роль трактора Т-330 и его модификаций многократно возросла в народном хозяйстве страны. В 1977 г. на заводе появился первый трубоукладчик. В 1980 г. в республике было собрано 350 тракторов Т-330, и начата серийная сборка тракторов на головном конвейере, в 1984 г. – тракторов Т-500. В августе 1988 г. с конвейера сошел 10-тысячный трактор. В начале 1990-х гг. поставлены на производство новые модификации трактора и трубоукладчика.
В декабре 1993 г. завод преобразован в акционерное общество открытого типа (АООТ) «Промтрактор», в 1995 г. – открытое акционерное общество (ОАО). В конце 1990-х – начале 2000-х гг. завод представлял собой многопрофильный концерн, в состав которого входили более 20 предприятий. С июня 2005 г. ОАО «Промтрактов» в составе компании корпоративного управления общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Концерн «Тракторные заводы», объединяющий 17 производственных площадок и несколько конструкторских бюро, расположенных в 8 субъектах Российской Федерации. Штаб-квартира находится в Чебоксарах.
Т-330 участвовали в международных ярмарках в Чехословакии и Болгарии, прошли испытания в Венгрии, Германии, на Кубе. И сегодня «богатыри на платформах», прародителем которых был Т-330, отправляются в разные регионы страны для выполнения разнообразных тяжелых работ, прославляя родную Чувашию.
С помощью бульдозеров «ЧЕТРА» ведется добыча золота и алмазов на просторах Сибири и Дальнего Востока, угля – в Кузбассе, Красноярском крае и Приморье, осуществляется мелиорация земель в республиках Средней Азии и Кавказа. Трубоукладчики успешно эксплуатируются на освоении газовых месторождений в районах Западной Сибири и Крайнего Севера, колесные погрузчики – на разработке минеральных удобрений в Волго-Вятском, Центральном и Поволжском регионах, а также в странах ближнего зарубежья.
Ряд моделей продукции ОАО «Промтрактор» отмечались платиновыми, золотыми и серебряными знаками качества российских выставок-конкурсов – «Товары XXI века», «Марка качества Российской Федерации», «Марка качества Чувашской Республики» и др.
Первый трактор Т-330 успешно трудился на строительных работах в управлении механизации № 1 треста «Спецстроймеханизация». После того, как он исчерпал свои ресурсы, в 1980 г. его водрузили на постамент на круговом перекрестке напротив родного завода, как памятник тракторостроителям и тракторострою Чебоксар.
На снимках:
1. На сборочном участке ЧЗПТ трактора Т-330 с маркой «ЧЗПТ». г. Чебоксары. 1976 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 1. Д. 558. Л. 3.
2. Трактор Т-330. Май 1977 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 1. Д. 1931. Л. 1.
3. Общий вид трактора Т-330. г. Чебоксары. 1980 г.
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 1. Д. 864. Л. 1.
4. Трактор Т-330. [Август 1980-февраль 1981 гг.].
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 3. Д. 80. Л. 169.
5. Рабочие завода во время испытания узла трактора Т-330. г. Чебоксары. [Август 1980-февраль 1981 гг.].
БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 3. Д. 80. Л. 174.
Источники и литература:
1. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп.1. Д. 480. Л. 1-2.
2. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп.1. Д. 864. Л. 1-2.
3. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 1. Д. 1931. Л. 1.
4. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 3. Д. 51. Л. 103.
5. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. П-1045. Оп. 3. Д. 80. Л. 169, 174.
6. БУ «ГАСИ ЧР». Ф. Р-3054. Оп. Д. 352. Л. 127-165.
7. Борисова, А. Первому трактору - 20 лет / А. Борисова // Чебоксарские новости. – 1995. – 17 октября. – С. 2.
(Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
8. Трифонова З.А. Тракторостроение // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2011. – Т.4: Си-Я. – С. 258-259.
(Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
9. Харитонова В.Г. Чебоксарский завод «Промтрактор» // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2011. – Т.4: Си-Я. – С. 458.
(Библиотека БУ «ГАСИ ЧР».).
Кочешкова Вероника Геннадьевна
56-10-78